Музыка и психическое здоровье

Музыка и психическое здоровье

         Музыкотерапия как средство улучшения состояния человека, животных, растений уже проверена на практике и зарекомендовала себя превосходно. Музыка воздействует на нервную и мышечную систему, эмоциональную сферу человека, на все биологические процессы, которые всегда имеют свои ритмы, изменяя и улучшая их.

         Музыкальная терапия – это  контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора  воздействия, так и дополнение к  музыкальным сопровождениям других коррекционных методов для усиления их воздействия.

         Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей инвалидов посредством музыкотерапии. В Мичуринском детском санатории «Ласточка»,  музыкотерапия используется как один из приёмов лечения детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Как правило, эти дети не организованы : они никогда не посещали детские специальные, коррекционные, образовательные  учреждения, либо ранее были выведены из их состава по причине деструктивного поведения. Мы рассматриваем музыкотерапию как совокупность нескольких областей научного знания : медицины, психологии, искусства, педагогики. Направления работы идёт на построение, объединение и применение разных видов музыкальной деятельности. Чтобы достичь глубокого влияния на организм больной сам активно действует : слушает, поёт, воплощает музыку в движениях, играет на шумовых и музыкальных инструментах. Сущность музыкотерапии состоит в способности вызвать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебные воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуя резервные силы ребёнка, обуславливают его творчество во всех областях искусства и жизни в  целом, совершенствует двигательные, сенсорные и речевые функции, формирует навыки обучения. Занятия по музыкотерапии строятся по определённой схеме:

1.     Организационный момент.

Создание в группе благоприятной доверительной обстановки (разминка, двигательные ритмичные упражнения).

2.      Основная часть ( игры, пение,  дыхательные упражнения, восприятие музыки, рисования по возможности, элементы театрализации, игра на шумовых и музыкальных инструментах).

3.     Музыкальная релаксация, рефлексия ( слушание музыки, правило хорошего настроения, работа с рисунками).

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из самых древних способов выражения чувств и переживаний, снимают нервно-психическое напряжение, помогают детям быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми.

      При проявлении частой агрессии, гнева ребёнок напрягается, появляются лишние движения. Также при любом другом переживании или даже радости, он не всегда может контролировать своё поведение.

Посредством музыки дети начинают быстро расслабляться переключают своё внимание, учатся понимать чувства, различать оттенки настроения других людей.

Автор статьи : психолог  Красноярова Елена Юрьевна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *