«Кукла-помощница»

Общение с игрушками – важный этап в развитии каждой полноценной личности. Именно поэтому непосредственное общение с куклами в качестве метода психологической помощи и коррекции поведения ребенка является очень действенным.

Куклотерапия – метод психологической помощи детям, подросткам  и заключающийся в коррекции их поведения и эмоционального состояния.

Данный метод призван помочь в укреплении психического здоровья, улучшении социальной адаптации, разрешении конфликтов  в условиях коллективной творческой деятельности. С помощью куклотерапии можно корректировать отставание в речевом развитии,  уровень тревожности, агрессивность, неусидчивость, невнимательность, страхи, нарушения адаптации.

Возможности куклотерапии огромны.

Во-первых , куклотерапия помогает установить эмоциональный контакт с ребенком или между детьми (в случае, если методика применяется в группе). Кроме того, с его помощью можно сплотить детский коллектив или помочь в его естественном формировании.

Во-вторых, доверительный разговор с куклой, игра или совместное изготовление куклы, которая затем «оживет» — это рука помощи в снятии эмоционального напряжения.

В-третьих, куклотерапия способствует развитию внимания, художественного восприятия, долгосрочной и краткосрочной памяти.

В-четвертых, куклотерапия бесконечно разнообразна, а значит – этот метод может включать в себя и образовательную функцию.

Варианты кукол могут быть разными. В нашем санатории «Ласточка» уже апробированы циклы занятий, где использовались куклы из бумаги, куклы из фетра, куклы – марионетки, пальчиковые куклы, куклы из ниток.

Процесс куклотерапии мной проводится в два этапа:

  1. Установление контакта (беседа) – одно занятие.
  2. Изготовление куклы ( или пошив) – последующие занятия.

Первоначально с детьми младшего школьного возраста я отдавала предпочтение проведению куклотерапии в форме кукольного театра. Но, как показывает практика, лучше когда ребёнок сам участвует в процессе создания куклы, т.к. в этот момент  уже начинается  терапевтический процесс.

В ноябре 2016 года, после посещения семинара- тренинга «Позитивная куклотерапия» по методике Слабинского В.Ю. и Воищевой Н.М. (Петербургская школа психотерапии и психологии отношений), я смогла раскрыть влияние этой технологии не только для детей, но и их родителей. Ведь наш санаторий «Ласточка» посещают не только дети, но и их родители, которым  также необходима психологическая разрядка.

Авторская методика «Позитивная куклотерапия» раскрывает широкие возможности использования народной куклы в психотерапевтической практике, психологическом консультировании, педагогической деятельности.

В настоящее время разработан  детский вариант методики. Большую часть занятий я провожу с детьми и подростками, но по необходимости или по просьбе самих родителей проводятся занятия и со взрослыми. С детьми дошкольного возраста согласно данным рекомендациям  делаем лишь часть полного набора кукол.

Методику «Позитивная куклотерапия» я широко начала использовать, не только опираясь  на психологическую коррекцию, но и на легкость изготовления самих кукол. Меня она привлекла тем, что изготовление народных кукол («Кукла Лада, « Кукла Воля», «Кукла Доля», «Волшебный Помощник» изготовляются как из пряжи так и из ткани, и не требуют работы с иглой, что важно при работе с детьми 6-9 лет. Наиболее проста в изготовлении «Кукла Берегиня», что позволило проводить занятия с детьми разного возраста без присутствия взрослых (хотя помощь родителей на занятиях приветствуется). Применяя  данную методику я  лишний раз  убедилась в многофункциональности куклотерапии.

Это: — коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей и             взрослых в коллективе;

— релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения;

— воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

— развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики;

— обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.

Проводимые мной занятия включают не только изготовление кукол, но и коррекционную часть.

Для начала задаются вопросы: Как зовут твою куклу? Сколько ей лет? С кем она живет? Как она проводит время? Чем любит заниматься? Есть ли у нее друзья? Иногда я провожу  сказкотерапию с помощью кукол. При этом куклы участвуют мини-спектакле, озвучивая действующих лиц или ведя рассказ от имени автора. В завершение занятия для подведения итогов задаются  следующие вопросы: Что тебе запомнилось из нашей встречи? Что было сложным или, наоборот, легким при изготовлении куклы? Понравилось ли занятие? Ребенку предлагается взять изготовленную куклу и на следующей встрече рассказать, что с ней происходило после занятия.

При изучении методики куклотерапия, мной четкого определения этого вида терапии так и не нашлось. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт-, либо к игротерапии. Возможно, это связано с типом кукол: если используются уже готовые куклы, говорят об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими участниками терапевтических сессий, то логично говорить об арт-терапии.

Для себя я выбрала следующие определение: Куклотерапи́я — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол  и их изготовления.

Занятия с использованием данной методики  заинтересовали  не только   детей находящихся на лечении,  но и их родителей.  И я уверена, что ее дальнейшее применение принесет еще много положительных результатов.

 

воспитатель

ТОГБУЗ «МДС «Ласточка»                   Седых Ж.В.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *