Всемирный день распространения информации об аутизме.

В последние годы аутизму уделяется особое внимание. Связано это с тем, что количество людей, больных аутизмом, с каждым годом растет . Учитывая глобальность проблемы, в ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме. Введен термин «расстройства аутистического спектра» (РАС), к которым помимо детского аутизма относят атипичный аутизм и синдром Аспергера. Слово аутизм происходит от латинского слова «autos» – «сам» и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком.

В нашем санатории данной проблеме уделяется особое внимание. ТОГБУЗ «МДС «Ласточка»» принимает активное участие в региональной программе  по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям с признаками РАС и РАС «Шаг вперед». В рамках данной программы получено оборудование : диагностический коррекционно-развивающий комплекс с видео регистрацией «Песочная терапия», развивающе- коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко», диагностический набор для психолого-педагогической диагностики познавательного развития  детей раннего возраста (методика Е.А. Стебелевой), а также методика «Логопедического обследования детей» ( В.М. Акименко), методика автоматизированного исследования индивидуального  латерального профиля (Детская версия), проведена стажировка и обучение сотрудников — психолога , логопеда, воспитателей. Наш санаторий вступил в реализацию программы комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями в Тамбовской области «Ранняя помощь».

Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, ощупывает их и тянет в рот, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками…  Взрослые называют этот период – «везде лезет». При нормальном течении развития ребенка наступает момент, когда предметный мир с его свойствами постепенно теряет свою самоценность и отступает на второй план. И  на первый план выступает мир социальных отношений: ребенок усваивает закономерности социальной жизни, взаимоотношений людей.

Процесс изучения мира ребенком с РАС проходит по-иному, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, интерес к предмету отделен от той функции, для которой предмет создан. Для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. Он выделяет для себя некие специфические свойства, так, он подбрасывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц.

Аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, – пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т. п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций.

Интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни  аутичного ребенка, который почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств .Он не использовал их по прямому назначению.

Для таких детей характерно резкое нарушение социальной адаптации, отсутствие простейших навыков общения. Они стремятся уйти от общения,  неспособны играть с другими детьми, отсутствует интерес к окружающему миру, в поведении наблюдаются стереотипность страхи, агрессия, самоагрессия. тяжелейший стресс. Чем в более раннем возрасте начать коррекцию развития аутичного ребенка, тем больше шансов адаптировать его к нормальной жизни.

Воспитателями санатория разработаны и успешно внедряются в практику работы программы, направленные на коррекцию развития мелкой моторики у детей с РАС 3-9 лет на основе авторских методик . Воспитатель Хоменко М. В. «Велькрошка», Негодина В. В. « Пальчиковый театр»,Акимова Н.А. «Отворяя двери надежды».Седых Ж.В. использует  методику фототерапии в социальной адаптации детей, Акимова Н.А. программу «Капельки дождя», предназначенной для развития  познавательной компетентности  детей с РАС, куклотерапию как один из видов арт-терапии, направленный на социализацию и укрепление психического здоровья детей. Психолог Красноярова Е. Ю. эффективно практикует метод развивающих игр с видеобиоуправлением «Тимокко», песочную терапию. Логопед санатория Кобякова Л.Ю. метод аудиотренинга с использованием оборудования «Томатис».

Все это дает прекрасные возможности для установления контакта с  ребенком, адаптации  его к новым формам общения, новому отношению к окружающему. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если нам удается наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это  становится движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в нас он  видит помощника и союзника .Работать с детьми с РАС очень сложно, но очень интересно . И когда видишь результат своей работы, когда удается помочь , видишь благодарные глаза родителей, понимаешь, что твоя работа очень важна — это дает стимул не останавливаться на достигнутом.

воспитатель ТОГБУЗ «МДС «Ласточка»   Акимова Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *